Не для себя пчела мед собирает – горькие проблемы сладкой отрасли
Представление казахстанцев о пчеловодстве достаточно скудны. Как правило, срабатывает стереотипное мышление: пасеки держат слегка чудаковатые пенсионеры, тем самым, разбавляя (каламбурная ирония), наскучившие будни.
Поэтому, увы, в сознании большинства, сложилось мнение, что разведение пчел – не более чем любительство, на уровне продвинутого хобби. А то, что пчеловодство – полноценная отрасль, гармонизирующая развитие растениеводства, остается, как правило, за кадром.
Нет плодов без пчел
Любого обывателя могут удивить элементарные цифры, связанные с ролью опылителей в повседневной жизни. Здесь необходимо подчеркнуть, что под опылителями подразумеваются не только «привычные» сознанию пчелы, но и все насекомые, а также птицы, летучие мыши и другие позвоночные. Таким образом, с помощью опыления происходит производство 35% мировой продукции растениеводства.
Почти 90% видов диких цветущих растений, по крайней мере, частично зависят от переноса пыльцы животными. Кроме этого, благодаря опылению, повышается урожайность 90, из 115 основных мировых продовольственных культур. Таким образом, за последние 50 лет объем продукции, получаемой с их помощью, вырос на 300%. Это усилило зависимость уровня благосостояния от эффективности опылителей.
Казахстан, как часть экосистемы в этом вопросе, не исключение. Две отрасли сельского хозяйства, краеугольные камни страны: животноводство и растениеводство, в идеале и без преувеличения, дополняются пчеловодством. В обоих случаях, будь то потребность в качественной кормовой базе или увеличении урожайности культур (масличные, ягоды, овощи), без опыления получить нельзя. Эксперты приводят достаточно впечатляющий пример: средняя урожайность люцерны без опыления составляет 60–80 кг. Однако, если привезти до 10 пчелосемей на гектар и пустить на две недели сначала 5 семей, на следующую неделю еще 5, то урожайность возрастет до 300–400 кг.
Поэтому, многие страны уже осознали роль опылителей в масштабах отрасли. В частности, такие страны как Германия и Нидерланды после попыток наращивания урожайности с помощью агрохимии, поняли, что одним из более эффективных факторов повышения урожайности является медоносная пчела. Поэтому, формула «поле-пасека» для агробизнеса сельхоз держав, стала основой производства.
Кроме того, например, в Канаде 60% пасек носит коммерческий характер. Возможно, пример из далекой страны, не так впечатляет, как опыт ближайших соседей. Так, в Алтайском крае России, к процессу производства гречихи, во избежание пустозерности, на платной основе привлекают пчеловодов. Гектар опыляют 7–8 пчелосемей. По словам специалистов, в этом случае, урожайность гречихи возросла с 8 до 30 ц/га.
…а в Казахстане – «жаль, как пчела»
Многим казахстанским пчеловодам до коммерческих проектов еще далеко. Точнее так, на повестке дня – решения более насущных вопросов выживания, чем продвижение предприятия. И проблем, как показывает практика еще много.
Многие из них были озвучены в ходе практических семинаров, организованных и проведенных Союзом полеводов Казахстана в рамках проекта ПРООН Казахстан: «По сохранению устойчивого развития».
Главный вопрос, волнующий производителей меда – держателей пасек: отсутствие в Казахстане программ по опылителям. С одной стороны: в стране разработаны стратегии по борьбе с деградацией земель, сохранению биоразнобразия и развитию пчеловодства. Но, фактически, проблемные вопросы не решаются.
По словам специалистов, основные причины возникновения сдерживающих факторов и барьеров кроются в сфере национальной политики, законодательных и институциональных рамок, экономических стимулов. Кроме этого: в знаниях и потенциале прямых землепользователей и ответственных чиновников, а также в текущей ситуации мониторинга и исследовательских программ по управлению опылителями.
Стоит отметить, что до начала рыночных преобразований в Казахстане насчитывалось свыше млн. пчелиных семей, из них:
За период с 1990 по 2008 годы произошло сокращение общей численности пчелосемей до 90% от начальной численности.
Если говорить бюрократическим языком, то в процессе рыночных преобразований, отрасль пчеловодства оказалась без контроля со стороны государства. Теперь же - формы хозяйствования в области пчеловодства складываются хаотически, отсутствует статистика и плановость и преобладают, в основном, пасеки мёдотоварного направления.
Количество пчелиных семей зарегистрированных в аналитической системе ИАС Пчеловодство:
Области |
Количество зарегестрированных пчелосемей |
Алматинская |
11 540 |
Алматы |
1 780 |
ВКО |
28 295 |
Костанайская |
250 |
Кызылординская |
954 |
Павлодарская |
970 |
Туркестанская |
10 822 |
Шымкент |
7 554 |
Актюбинская |
650 |
Всего |
62 165 |
Кроме этого, ценовая политика на сырьевом и товарном рынке продукции пчеловодства в различных регионах отмечается перепадами по уровню закупочных и реализационных цен, обеспеченности торговой сети качественной пчеловодческой продукции. Перерабатывающая сфера пчеловодческой продукции представлена мелкими компаниями: отсутствует оптовая система закупа и продаж сырья и готовой продукции.
И этим, обозначена лишь верхушка айсберга… В основе - конфронтация интересов пчеловодов и полеводов. В частности, встречающаяся часто, гибель пчел, из-за агрохимии, применяемой для опрыскивания растений. С одной стороны, существует регламент: только наземное опрыскивание и не в период цветения, когда пчела, например, летит на рапс.
Кроме того, вместо препаратов 3 класса, применяются, в свое время запрещенные,препараты первого:
- Безусловно, одним из наиболее серьезных рисков для опылителей является использование химических веществ в сельском хозяйстве. Чрезмерное использование пестицидов и гербицидов может привести к отравлению пчел и других опылителей. Это проблема, с которой мы сталкиваемся во всем мире, и Алматинская и Костанайская области не являются исключением. Предприниматель [полевод] возведен в высший ранг, даже если сам себя травит», - комментирует ситуацию Олег Борисович Крупский, начальник отдела пчеловодства Казахский научно-исследовательский институт животноводства и кормопроизводства.
Помимо этого, пчеловоды с сожалением отмечают, что в настоящий момент, вопреки регламента укоренилась тенденция обрабатывать культуры «задним» числом.
- Органы исполнительной власти должны в самые сжатые сроки организовать комиссионное рассмотрение любого случая гибели пчёл, дикой фауны и флоры. В комиссию должны быть включены представители Комитета по экологии, представители ветслужбы, представитель правоохранительных органов, представитель лаборатории, где будут исследованы материалы и ответчик или представители ответчика (по доверенности агроном, гл. специалисты) – предлагает региональный представитель Национального Союза «Бал-Ара» по Восточно-Казахстанской области Жумагалиев Абзал Даулетчинович.
Есть медок, да засечен в ледок…
Что же делать? Риторическим вопросом задались участники семинаров, изучая опыт ведения передовых хозяйств отрасли. Учитывая риски и опасность, представляемую диким опылителям и пчёлам хозяйственники и эксперты пришли к выводу, что проект, предложенный учредителем компании «Петровская пасека» (Карабалыкский района, Костанайская область) Сергеем Петровым соответствует лучшей модели по сохранению опылителей.
На территории заповедника, в условиях охраняемых территорий разрешено размещение пасеки, где улучшается кормовая база опылителей, рукотворно созданная авторами проекта на свои средства.
Создан своего рода конвейер, работающий по следующему принципу: медоносные культуры высеваются так, чтобы пчелы могли постоянно работать. К примеру, сначала зацветает акация, после – эспарцет, донник, фацелия, козлятник. Потом – более поздние растения: белый донник, осот, гречиха, подсолнечник. Это всё цветет непрерывно, поэтому пчеловод может собрать гораздо больше меда, чем обычно.
Помимо этого, поля, где работают пчелы, не обрабатываются агрохимией. Насекомых также не обрабатывают от клещей и других паразитов химическими препаратами. Применяют только натуральные компоненты, например, эфирные масла. Сами ульи сделаны из качественного дерева, а внутри пчелиного домика натуральная вощина.
В перечне услуг компании предлагается к реализации натуральные продукты (мёд, пыльца, перга, маточное молочко, семена медоносных трав в мелкой фасовке, травяные чаи, медовые напитки), сон на ульях в апидомиках, эко туры на пасеку и многое другое.
В данный проект планируется вовлекать студентов, изучающих пчеловодство, магистров и преподавателей, в том числе по программе гендерной политики. Особое место уделяется научным сотрудникам, отправленным на пенсию, но желающим ещё продолжить делится запасами знаний (примером тому является энтомологический музей, созданный под руководством Татьяны Мариненко).
Попутно эксперты обратили внимание: какой положительный эффект сыграли, искусственно созданные насаждения (300 гектар) на увеличение численности птиц, которые всю зиму питаются ягодами и плодами медоносов, посаженными 2-3 года назад. Там где есть заказники, природные парки, особо охраняемые зоны можно было бы с учётом деятельности компаний, их репутации, наличия у них программ по сохранению биоразнообразия, с вовлечением в эту научного мира обосновать необходимость ведения этих работ, определить их правовую сторону финансирования и заложить в бюджет Казахстана. В очень короткое время динамика развития этих работ по сравнению с существующей, где эти работы не проводятся, покажут эффективность что станет основанием для широкого их тиражирования.